В этом рассказе о майской поездке в Беларусь вам предстоит познакомиться с замечательными людьми, красивейшими уголками природы этого края и нашей средней полосы и яркими впечатлениями, оставшимися у меня после путешествия в «страну победившего социализма».
   Старт был дан 30 апреля 2008 от славного города Аксая, что по другую сторону М-4 от Ростова-на-Дону. Я встретилась на вписке у Миши (Dzyan) со своим попутчиком Серегой из Белореченска (Краснодарский край). Полночи прошло за обсуждениями летней поездки Миши на Байкал и в Крым. Ну, мы же отдыхать и пополнять впечатления поехали, а не спать. 1 мая в 8 часов утра мы уже ждали свою машину на Аксайском повороте М-4. Несмотря на праздничный день, двигались быстро – через семь часов достигли Воронежа. Большую часть пути нас провез бизнесмен (владелец курортов Краснодарского края), направлявшийся из Сочи в Москву. Всю дорогу он травил байки о том, как он пил до потери памяти, а потом как в «Иронии судьбы…» попадал в разные темные истории. Люблю таких водителей, которые сами занимают эфир, с неиссякаемым запасом анекдотов из жизни. По пути в центр Воронежа на дачном автобусе меня поразил местный воронежский акцент, как будто сильно утрированный московский. Не верилось, что люди сами по себе так разговаривают. Я была здесь в далеком детстве, и мне хотелось прогуляться по городу, свериться с детскими впечатлениями. Только не судьба была. Нас пригласили на ночевку в заповедник, на турбазу Венёк (Веневитиново) Воронежского госуниверситета. Вместе с Леной (Суслик), ее друзьями (Али и Таней) мы совершили захватывающее перемещение на загородном автобусе – пешком по ночному лесу – всемером в «Жигулях» - в сосновую чащу на берегу р.Усманка. Конечно, у нас на юге нет таких высоченных корабельных сосен и берез, перемешанных между собой в вольном порядке, так же как и кувшинок и прочего природного разнообразия центральной полосы России. Мы приехали из начала лета (дома) в самый разгар весны (тут). На поляне все цвело: яблони, груши, черёмуха, верба и всякие многочисленные травы. Этого весеннего благоухания не портил даже палаточный студенческий лагерь, вовсю отмечавший праздники. С утра появилось и тамошнее эмо-существо в башкирских нарядах (полосатые брюки и меховые унты). Оно расспрашивало присутствующих, что вчера было (фото прилагается).
   Второе мая, снова выходной. Вышли из заповедника на объездную и час с удовольствием проезжали ее с юга на север. Хорошо, погода радовала, и одуванчики – полями… До Москвы добрались «по старой схеме»: первая машина увезла на 60 км, а вторая – до пункта назначения. Драйвер с нескрываемой завистью слушал о наших грандиозных планах. Оказалось, он сам в молодости путешествовал автостопом. А я рассказала о своих поездках в разные края. На МКАДе все гудело, куда-то мчалось, в общем, как обычно. Странно, что народ часто стремится в столицу, в эпицентр событий, а живет в итоге в своем районе, редко выбираясь поближе к Красной площади. При ближайшем рассмотрении подобным образом живет большинство моих знакомых москвичей. Мы прогулялись пешком вдоль лесопарка Тропарёво (незапоминаемое название!) в гости к моему бывшему однокурснику Жеке. В этой поездке сложилась традиция пробовать местное живое пиво, чем мы незамедлительно и занялись, отмечая долгожданную встречу.
   Третье мая прошло в ознакомлении Сереги с Москвой; первый раз человек в сердце нашей Родины! Обход начали с Красной площади и Кремля, через нулевой километр и Манежную площадь, Охотный ряд и Александровский сад, к Храму Христа-Спасителя. На пресловутом километре – толпы алчущих бабушек, сметающих мелочь с мостовой, как вихрь саранчи, в полете. В подготовке к предстоящему дню Победы у набережной Москвы-реки заняты спортсмены и оркестры, башенный кран, устанавливающий трибуны для vip-зрителей и праздничные флаги, марширующие военные… Движение в окрестностях Кремля перекрыто; кажется, сегодня День китайского туриста, они повсюду. На Старом Арбате – целые группы китайцев разного возраста, с детьми в колясках и табличками с номером туротряда. На Гоголевском бульваре (от Храма Христа-Спасителя к Арбату) мы обнаружили занятный памятник М.Шолохову, плывущему на лодке, которую тянут лошади, по самую мордочку замурованные в асфальт. На главной пешеходной столичной улице все в порядке, все на месте: музыканты – сувениры – стена Цоя – горячие афиши… Также съездили на Речной вокзал (покататься денег пожалели) погулять по набережной. Таким образом я отдыхала от похода в «Экстрим-тур», где мы отоварились туристическими мелочами (все-таки оч.утомительно ходить по рынкам). Чуть не забыла: рекомендую в «Экстрим-туре» в кафе на втором этаже живое пиво «Ершистое».
   Четвертого мая, особенно не торопясь, вышли на МКАД. До начала М-1 нас провез белорус (хороший знак!), дальше – до поворота на Можайск. Здесь можно посмотреть на памятник самолету ЯК-3. Вообще, в этой стороне начинается целая череда мемориальных комплексов и стел, посвященных Великой отечественной войне. До Смоленска нас вез тоже белорус, с особым вдохновением рассказывающий о своей родине. Он специально останавливал на трассе возле интересных мест, например, у истока Москвы-реки. Из мутного неприметного ручейка там набирает силу всем известная город-река. Еще мы узнали из его историй, как хорошо живется в Беларуси, а батька - так совсем отец белорусского народа. Уже видно по трассе-«олимпийке», что дорогам уделяется больше внимания, чем у нас. На повороте к Смоленску встретили местных гламурных автостопщиков в белом, направлявшихся в Витебск, которые заботливо подсказали удобную позицию. Пока ехали на вписку к Саше и Ане (новобранцы Hospitality-club), из окна маршрутки рассматривали остатки крепостной стены, многочисленные старинные церкви и древние дома. Вечером нам показывали короткометражку об истории строительства крепостной стены и возникновении Смоленска 1146 лет назад.
   Пятое мая было посвящено знакомству с городом. Начало маршрута – от Громовой башни, недалеко от центра (площадь Ленина, где ж ее нет). Рядом с ней стоит памятник зодчему смоленской крепости, коим является Федор Конь. В некоторых местах сохранился крепостной вал и ров с водой (в районе парка культуры и отдыха). Мы сразу же стали искать, где бы можно было залезть на стену и пройтись по периметру. Оказалось, что эту затею возможно воплотить лишь в восточной части крепости. Тем временем прошлись по парку, в котором немало посвящено героям Отечественной войны 1812 года. Здесь же можно посетить музей военной истории и сквер памяти героев этой же войны (с витиеватым обращением М. И. Кутузова к смолянам). Дальше наш путь пролегал вдоль линии крепостной стены, периодически с попытками взять ее штурмом. Когда, наконец, нам это удалось, восторгу Сереги не было предела. Поднявшись на самый верх башни, любовались открывающимися видами на старую часть города. Высота – около 25 метров, смотреть вниз страшновато. Но всегда найдутся энтузиасты, которых никакая высота не страшит: на металлических балках не сохранившегося перекрытия последнего этажа запечатлены их имена. Прогуливаясь по верху стены, мы пришли к главному смоленскому собору (Успенскому). Он находится в процессе вечноиграющей реконструкции, как и многие старинные здания. После планового обеда в «Русском дворе» (кафе в сквере имени Глинки, у площади Ленина. Дешево и вкусно) мы отправились в мемориальный комплекс Катынь. Туда ходят автобусы до Гнёздово от Колхозной площади, плюс пару км пешком по трассе. В темном сосновом бору разбиты аллеи между местами массовых захоронений жертв политических репрессий. Есть еще польская часть мемориала, за которой ухаживают польские потомки погибших. В целом все это будто намеренно производит сильнейшее угнетающее впечатление: алтарная стена, колокол, усыпанные хвоей дорожки, тишина и никого вокруг… Посидели на лавочке рядом с одним из курганных холмиков, помянули поляков. В общем, это было последнее грустное отступление, дальше – веселее.
   Шестого мая в приподнятом настроении устремились в Минск. Погода начала было портиться, но дождь не входил в наши планы, и мы быстро скрылись от него в Беларусь. Когда пересекаешь границу (кстати, для стопщиков не представляет никаких затруднений), пейзаж заметно меняется. Деревни вдоль трассы имеют ухоженный вид: дома и заборчики свежепокрашены, мусора вдоль обочины совершенно нет, все остановки имеют таблички с названием населенного пункта, так по-деловому. Мы высадились на окраине Минска, я не переставала удивляться, до чего же даже в спальных районах цивильно: клумбы и тротуары, мощенные плиткой, кованые скамейки и яркие, кислотно-зеленого цвета автобусы. Сначала надо было поменять наши деньги на белорусские, и тут выяснилось, что все банки закрыты – национальный праздник, Радоница (день поминовения всех усопших). Но российская «десятка» решает все мелкие проблемы вроде отсутствия местной валюты! За нее нам дали в метро два жетона, и мы поехали в центр города. Советую всем, у кого упал после зимы жизненный тонус и иммунитет – поезжайте в Беларусь! Улыбка не будет сходить с вашего лица, здоровье поправится! На каждой станции метро звучит многозначительным приятным баритоном как у Левитана: «Астарожна, дверы зачиняються. Наступны прыпинок – плошча Перамоги». Так мы очутились на площади Победы. Нелегко было обнаружить обменный пункт в этот день, но опыт не пропьешь, он все-таки себя выдал. Здесь нам открылась масса возможностей с толком провести время до вечера, до встречи с минскими автостопщицами. Первым делом надо было пообедать. А как сказано выше – в праздник ничего не работало, кроме …буржуйного «Скифа». Впоследствии оказалось, что в этом кафе столики надо заказывать заранее, но – наглость второе счастье. Прямо с рюкзаками, по-автостопному яркие люди приняли трапезу, невзирая на face-control и dress-cod. В зале все стилизовано под рыцарские времена, официантки ходят с кожаными сумочками-кошельками на поясе, а раковина в туалете представляет собой перекованное под нее латунное ведро. Цены соответствующие. Среди студенчества популярностью пользуется продукция «Хутко-смачно» («Быстро-вкусно»), в народе - «хутко-жутко», фастфуд. Ну, а что делать после обеда, выбор был велик – пойти в кино или покататься на трамвае (обожаю всякий транспорт на рельсах!), ходить не хотелось. Победило кино и Серега. Фильм был типичный пацанячий, «Железный человек». И после него, наконец, состоялось знакомство с одной из автостопщиц – Светой, у которой мы переночевали в этот день.
   7 мая. Время в Беларуси отличается от московского на один час (назад), поэтому с утра сначала подумали, что проспали, ан нет… На прогулке к нам присоединилась Лена из Кобрина, только что вернувшаяся из поездки в Новороссийск; Аня в это время выезжала из Полоцка. Света живет недалеко от знаменитого на весь СССР тракторного завода, и он был первой достопримечательностью, с которой мы познакомились. Начали экскурсию с Острова слез на реке Свислоч (станция метро « Нямига»). К нему ведет старинная улица с мостовой и сохранившимися домами из прошлых столетий. Полное ощущение, что попала куда-то в Европу. На острове стоит часовня в память военнослужащих, погибших в Афганистане, а на отдельных валунах написаны названия афганских городов. И – утки в центре Минска. Оттуда мы зашли в сквер с музеем Янки Купалы. Там же есть фонтан с соблазнительными купальщицами и памятник поэту с цветущим папоротником у подножья. На центральной площади Кастрычницкой (Октябрьской) имеется свой нулевой километр, и – никаких бабушек. Особенно мне понравился афоризм «Дарога – гэта жыцце» (Via est vita, дорога это жизнь). На этом месте Свету сменяет Аня, и мы идем в Красный костел Симяона и Алены. Почему-то меня всегда больше восхищают не православные храмы, а мечети или дацаны, или вот костел… Какой-то человек подарил нам фотки с внутренним интерьером костела. Рядом с ним находится уменьшенный вариант колокола Нагасаки. Заходили также в корпус БГУ. Во внутреннем дворе университета разбит сквер с клумбами и скульптурами разных мыслителей, внесших свой вклад в научный прогресс славян, например, Ефросиньи Полоцкой. По пути к национальной библиотеке Беларуси купили сувениров в галерее концертного зала «Минск» (это недалеко от стадиона). Там можно найти много всяких прикольных вещей ручной работы из керамики, соломки и текстиля. Здание национальной библиотеки представляет собой оригинальное сооружение в виде стеклянно-бетонного шара, которое особенно красиво выглядит ночью. Еще мы побывали в музее валунов под открытым небом. Он находится на огромной одуванчиковой поляне и символизирует карту страны с областными центрами, причем камни, представляющие ту или иную область, именно оттуда и привезены. В этот день мы ночевали в общаге БГУ у Ани, куда проникли путем сложных махинаций и, опять же, наглости. Аня учится на филфаке, и весь вечер я зачитывалась стихами на белорусском языке. Вот одно из них:

«Камсамольскiя прыпеўкi», Кандрат Крапива, 1923 г.
Нас не любяць, нас баяцца
Поп кудлаты кулак,
Бо рашыў за працу ўзяцца
Камсамольскі маладняк.
Калі ласка, калі ласка!
Тут заўсёдзы месца ёсць –
Не саромейся ж, Параска,
Ты для нас – жаданы госць.
Ох, я богу не малюся,
Не малюся Хрысту,
Я никога не баюся –
Камсамолкаю расту.
Камсамолачка Дарота!
Пойдзем разом ваяваць,-
Буду бiць я з кулямёта,
Ты – патроны падаваць.
Хто супроць нас? Проч с дарогi!
Бачыш нашу грамаду?
Мы сабьём i чорту рогi,
Богу вырвем бараду.
Па планеце пройдзем бурай,
Марксаў помнячы завет,-
Свет стары умчэнт разбурым
I збудуем новы свет. ***Примечание: («у» нескладовая читается как «увэ» примерно)

Еще Аня угощала нас очень вкусными белорусскими драниками, которые прошли на ура.
   Восьмого мая с утра вышли вчетвером (вместе с Аней и Леной) на минскую объездную, хорошо, она находится сразу за студгородком. До Бреста ехали с москвичом на лендровере, который тоже собирался там отмечать 9 мая. Он путешествует вместе с сыном по всей стране, показывает ему историю в деталях и лицах. Особенно интересовался мнением местных жителей о здешней жизни, для чего взял в попутчицы еще девушку под Кобриным и с пристрастием расспрашивал ее «за жисть». Выяснилось, что упрекнуть Лукашенко в принципе не в чем. Социальная политика проводится со всей коммунистической страстью, колхозы процветают, экономическая стабильность радует белорусских граждан. Информационная блокада со стороны государства, тотальный госконтроль, конечно, другая тема для разговора. Но, как говорится, у всех свои недостатки. В Бресте нас встретили с распростертыми объятьями. Когда мы спросили дорогу по городу у проходившей тетеньки, она так обрадовалась, что мы приехали издалека на праздник Победы, как родственникам. Трасса М-1 уходит по Варшавскому мосту через р. Буг прямиком в Польшу. Мы прогулялись по набережной реки, где, как и Минске, тоже полно уток. В Беларуси повсеместно можно встретить неожиданные композиции на клумбах, например, огромные раковины моллюсков или кротов, выбирающихся из-под земли. Попробовали брестского пива «Беловежского» и «Stavka». Вечером к нам присоединился стопщик из Бобруйска Артем. Собственно, вот и конечная цель нашего путешествия – 9 мая. Встав пораньше, мы влились в плотный поток людей, шествовавших с флажками и воздушными шариками в Брестскую крепость. Атмосфера была очень праздничная и торжественная, настроение приподнятое. Такое чувство, что накануне мы только сломили врага. На центральной площади в крепости дети в военной форме 40-х годов фотографировались с желающими; звучали военные марши; памятники были завалены венками и цветами. Стометровая металлическая стела сверкала на солнце, символизируя собой оружие победы. Также на территории крепости расположен исторический музей «Берестье». В нем центральную экспозицию составляет поселение (вернее, остатки домов, частично сохранившихся к этому времени) 12-13 в., раскопанное в 60-е годы прошлого века. По периметру идет галерея из экспонатов – предметов домашнего быта, оружия, орудий производства. После посещения крепости наша культурная программа переместилась в парк, где мы познакомились с творчеством местных музыкальных и танцевальных коллективов. На ж/д вокзале (по-белорусски – чыгунка) Тёма полежал на рельсах, а мы его пофотографировали. Салют в честь Дня Победы был наблюдаем нами уже с балкона квартиры, сил выходить на улицу после ударного культпохода не было. Еще послушали на ночь национальное радио «Столица» на белорусском языке и легли спать, завтра – домой.
   Десятого мая начался наш трехдневный путь домой, почти 2500 км. По совету белорусских автостопщиц решили сократить дорогу, поехав не по федеральной трассе, а через Гомель – Брянск – Орел - Воронеж – Ростов-на-Дону. Кто же знал, что там можно заснуть, пока дождешься машину. Довелось даже на автовозе проехаться, рюкзаки были отдельно в багаже одной из транспортируемых машин. Хорошо, с попутчиком мне сильно повезло – ему нипочем, стоит, песни поет. Не спится ему. Везде на трассе встречаются места отдыха с деревянными беседками и родниками; обозначены аккуратными табличками названия лесничеств; леса освобождены от валежника и сухостоя и просматриваются насквозь. Вечером проездом посетили Гомель, поужинали там. Из Беларуси выбраться в этот день не удалось, переночевали в палатке среди сосен в десяти км от границы за г. Добруш. 11 мая – 12 мая прошли нонстопом. Дороги после пересечения границы резко испортились, проще ехать по обочине. В Брянске я показала Сереге, как по-научному (по Кротову почти) просить чая. На окраине Брянска не было ни кафешек, ни магазинов, поэтому, недолго думая, я взяла котелок и мешочек с чаем и пошла аскать кипятка в ближайший дом. Объяснив хозяйке нашу сущность, мы были приняты в доме, накормлены и напоены. Достигнув, наконец, Орла, мы передумали ехать до Воронежа через Курск и мечтали поскорее выбраться на федералку. В 30-ти километрах от Ельца машины закончились, мы пытались впроситься в фуру «Магнит», но водитель сказал, что у него второе место занято напарником. Но потом передумал, и в три часа ночи мы высадились где-то в Липецкой области. Не особо питая надежд на это мертвое время суток, неожиданно остановили машину. Я села вперед и поинтересовалась у водителя, что это за марка автомобиля. Тот как бы в шутку ответил: «Да так, за полтора лимона баксов машинка, «Roll-roes» называется»… Поскольку я отродясь таких не видела, подумала, что он действительно пошутил, но оказалось – нет…В такие пафосные машины дверцу должен открывать личный водитель; в салон, обитый кожей цвета слоновой кости неловко было заходить не в костюме. Владелец элитных курортов Краснодарского края рассказывал, в какие ночные клубы можно сходить в Москве с входной таксой 400 $, о знакомствах с известными людьми, и как трудно избалованных москвичей чем-то удивить. Он довез нас до Миллерово, и дальше пошли КАМАЗы. Весь дождь, накопившийся за две недели, решил вылиться в последний день. Но это не помешало нам успешно добраться до Белореченска. А уже на следующий день я самостоятельно, на автобусе, вернулась в Ставрополь.

Путешествие завершилось. В целом оно прошло удачно: погода была отличная, попутчик – веселый ), машины быстрые, водители разговорчивые, впечатления остались яркие и живые. Ну, - и требующие повторения! Спасибо за внимание!
    ***Смайлы по ходу текста расставлять по своему усмотрению и в зависимости от градуса чувства юмора. ;)